Антонино Альбароза (27.08.1933 – 21.03.2023)

Нино Альбароза получил высшее филологическое образование в Университете г. Катании в 1956 году, закончил фортепьянное отделение в Консерватории им. Беллини в г. Палермо в 1957 году.

Изучал музыкальную палеографию в Школе Палеографии Университета Пармы в 1960г., одновременно он преподавал музыку в школах. Получил место ассистента на Кафедре истории музыки в Университете Пармы, где работал с 1973 по 1982 г., а затем перешел на одноименную кафедру Университета г. Болоньи, где начинает заниматься историографией музыки. В Университете г. Болонья Альбароза преподавал вплоть до 1993 года, и там же получил профессорскую степень.

Богатый опыт преподавания, множество научных публикаций, привели к тому, что проф. Альбароза был приглашен возглавить кафедру Григорианского пения в Папском институте духовной музыки, там он работал с 1995 по 2005 год.

Среди всего обширного материала по семиографии (наука о знаках в музыке), начиная с невматической нотации Средневековья и до мензуральных нотаций эпохи Возрождения, Альбароза выбрал для своей основной деятельности исследователя и ученого  григорианский хорал. При этом он никогда не поддавался искушению упростить, обобщить эту сложную область музыки, но шел к самым глубинам семиологии (наука о знаках и знаковых системах) и интерпретаций григорианского пения. В Папском Институте духовной музыки он изучал принципы григорианского хорала в уникальной схоле, которую возглавлял  величайший специалист по григорианике и основатель григорианской семиологии дом Ежен Кардин. Обучение в схоле Кардина кардинально повлияло на деятельность Альбароза по популяризации григорианского хорала: в 1975 году группа учеников схолы Кардина, среди которых был и Антонино, основывает  Международную Ассоциацию по изучению григорианского хорала, где они намерены развивать знания и умения, приобретенные в схоле.

 В 1985 году Альбароза, под эгидой Ассоциации, начинает выпуск журнала «Изучение григорианского хорала». Журнал этот дает основы, развивает понимание, распространяет знание о григорианском хорале как об определенной школе мышления.

Во вступлении к первому номеру журнала Альбароза пишет:

«Нас вдохновляет григорианский хорал: мы хотим прежде всего возродить и обновить изучение григорианского хорала согласно нашему видению того, как текст и знаки составляют симбиоз, который является ключом для чтения и интерпретации древних мелодий; мы хотим более внимательно оценить изменения, которые внесло время в григорианскую музыку, от аспектов исключительно музыкальных, таких как ритм, образ, эстетика, до равных им по силе влияния историко–литургических аспектов».

Альбароза собрал и руководил григорианским хором «Mediae Aetatis Sodalicium». Результатом длительной деятельности этого коллектива стали многочисленные мастер классы, концерты. В 2005 году на 53-ем Международном конкурсе им Гуидо Д’Ареццо в категории «Христианское монодическое пение» хор выиграл первую премию. Состоялись гастроли по Европе, по Японии.

Альбароза до самого конца своей жизни принимал активное участие в различных конференциях, посвященных григорианскому хоралу, проводит обучающие курсы во многих странах мира, среди которых Португалия, Испания, Германия, Австрия, Украина, Россия.

Академический совет духовной музыки высоко оценил деятельность проф. Антонино Альбарозы, исследователя аутентичной григорианской традиции, талантливого исполнителя и активного популяризатора музыкального литургического репертуара.

Благодаря его грандиозными заслугам в  исследовательской деятельности, его длительной преподавательской карьеры, его опыту модератора круглых столов, координатора международных курсов по изучению григорианского хорала, 23 мая 2008 года он заслуженно получает степень почетного доктора духовной музыки от Папского Института.


После такой потери, которая наполняет нас печалью и ещё не в полной мере осознав ту пустоту, которая остается с Вашим уходом, мы задаёмся вопросом: если григорианский хорал не приводит нас к Обращению, то зачем он нужен? Что важнее: интонация, вокальная техника, интерпретация или доброта? Ответ однозначен, но с сегодняшнего дня это противопоставление становится ощутимее, поскольку нам не хватает людей высокой культуры и глубокой духовности – таких как Вы, – которые при этом могли бы и подшутить над братом или сестрой, чтобы победить сарказм и жестокость слова, рано или поздно непременно приводящего к войнам. Вы никогда не использовали григорианский хорал как оружие для нападения на музыковедческие исследования или ещё хуже, для того, чтобы размахивать им против Церкви. Вы увлеченно участвовали в дискуссиях об истинном палеографическом смысле, но только потому что знали: исследование может быть либо коллективным, либо пустым и иллюзорным утверждением собственного «Я».

Летите, дорогой учитель!
Вас ждет, Бог милостив, Ваша дорогая жена, «моя Мария», которую Вы так любили. Скоро Вы сможете беседовать с Ноткером, Руодманном, Эккехардом и всеми монахами Санкт-Галленского и Ланского аббатств, сможете узнать, чья же рука начертила те невмы, которые завоевали Ваше сердце. Сможете говорить с Вашим любимым учителем Домом Кардином, который благодаря Вам стал – не по достоинству – и нашим, с его учителем Домом Мокеро, с Вашим другом Фишером, о котором Вы столь горько плакали перед Вашими учениками из Папского Института – не заслужившими такой привилегии, но преисполненными благодарности. И, освященный Божественным ликом, сможете слушать небесное пение, которое должно быть очень похожим на то, каким Вы его представляли: «выразительным, равномерным, связным, с хорошей дикцией, но не по слогам»; сможете убедиться в том, что Вы писали о торкулусе в завершении каденционной невмы, и о многом другом; и будете обладать преимуществом, доступным немногим: продолжать быть таким, каким Вы были в земной жизни, поскольку Ваша доброта была лишь средством, благодаря которому все, кто Вас знал, могли бы предвкушать благость душ настоящих учеников Христа.

Раймундо Перейра-Мартинес – певчий Сикстинской капеллы и ученик профессора.
Перевод – Лиза Марченко.

Профессор Михал Славецкий, Варшава:
Когда я встретил профессора,
я даже не представлял, как сильно он на меня повлияет.
Сегодня с точки зрения зрелого музыканта хочу поблагодарить его за всё, что он мне дал, ведь именно он открыл мне (и не только) мир аутентичного григорианского пения и показал где искать его красоту.
Благодарю Вас, уважаемый Профессор и Друг, за оказанную мне великую честь называться вашим студентом. Хочу заверить вас, что стиль, которому вы так неустанно учили нас, будет жить, потому что вы оставили свое наследие в надежных руках. Я убеждён, что вы уже репетируете с любимым отцом Кардином.
Покойся с миром, дорогой Учитель!

Василий Прусаков:
Вчера скончался профессор Папского института священной музыки и один из моих учителей григорианского пения Нино Альбароза.
Subvenite, sancti Dei!
Благодарен ему за всё то, чем он с нами щедро делился. Не только знаниями о григорианской семиологии, но и своим искромётным юмором. Часто было не ясно, где профессор говорил серьезно, а где немножко юродствовал. Каждый раз это был настоящий спектакль. Так как я не говорю по-итальянски, то в отсутствии переводчика мы говорили или по-немецки (немкой была жена профессора) или по-латински! Помню, как я писал ему из семинарии и профессор Альбароза прислал мне свои записи. Очень благодарен ему, что он упомянул меня в своём интервью.

– За годы своей практики вы встречали людей, которые пришли бы к Богу через сакральную музыку?

– В Италии, в Сардинии, я знаю одного человека, который, благодаря григорианскому хоралу, стал священником. А в России – Василий Прусаков, который дирижировал схолой здесь, в кафедральном соборе. Так же и он, не без влияния григорианского хорала, стал священником. Вернее, учится сейчас в семинарии. И стал диаконом….